Кто такой руководитель и каким он должен быть

Кто такой руководитель?

Кто такой руководитель? Чтобы было проще понять, начнём с того, кем руководитель не является.

Во-первых, это не стереотипный образ, устоявшийся в умах большинства — вечно занятой, важный дядька (или тётька) в костюме за большим столом, у которого в приёмной ожидают аудиенции подчиненные.

Во-вторых, это не «многорукий многоног», который отвечает за всё и вся, и является специалистом во всех областях.

В-третьих, это не просто инструмент, который «гоняет» подчиненных и следит, чтобы все работали.

Грамотный менеджер

Как и любой сотрудник компании, руководитель отвечает за цифры, т.е. показатели компании. Всегда есть один главный показатель и может быть несколько второстепенных. Например, исполнительный директор отвечает за выручку компании. Руководитель отдела маркетинга — за количество квалифицированных заявок (лидов) по установленной стоимости. В качестве второстепенных может быть освоенный рекламный бюджет, число прироста подписчиков, привлечение N-го количества новых партнеров.

Грамотный менеджер

Также могут быть и разовые задачи, актуальные для определенного периода (например, внедрение CRM-системы, запуск сайта, выход на рынок определенного региона).

И результат работы руководителя можно оценить по достижению или не достижению желаемого показателя бизнеса.

Оговорка: в некоторых компаниях, особенно стартапах или малом/микро — бизнесе, не оцифрована деятельность. Здесь на руководителя может быть «навешено» множество операционных задач. И он временно (или, если не грамотно построено управление — постоянно) становится, по сути, «проджект-менеджером».

Но т.к. итог работы вверенного подразделения или всей компании зависит от множества разноплановых процессов, результат достигается не «в ручную», как рядовым специалистом, а с помощью сотрудников.

Управление командой

Поэтому первый ответ на вопрос «кто такой руководитель» — это грамотный менеджер. Его ключевыми навыками в данном направления является коммуникабельность и способность четко доносить мысли. Как письменно, так и устно. Так, чтобы каждый сотрудник понял, что от него ожидают и в итоге его работы должен получиться. Другой стороной является системность. Поставленные задачи должны содержать понятный результат, временные ограничения (дедлайн), и, вероятно, способы достижения результата. Иначе это снизит эффективность подразделения.

Стратег

Чтобы задачи были поставлены грамотно, а также распределены между сотрудниками, руководитель должен чётко видеть Цель — результат, который должен получиться в итоге. Второй ответ на вопрос «кто такой начальник» — это стратег. «Как» решить какую-то конкретную задачу должны знать сами специалисты. Или, по крайней мере, предложить варианты решения, чтобы руководство выбрало оптимальный. А вот что нужно делать глобально, чтобы вывести компанию на новый уровень чистой прибыли, сократить кассовый разрыв, выйти на новые рынки или создать новый продукт — зона ответственности руководителя.

Самый простой пример — из области военных действий. Командир сам лично не бежит в атаку, он должен грамотно расположить подразделение, оценить силы и возможные действия противника и в соответствии с этим разработать план достижения поставленной задачи подразделением.

Командир подразделения

При этом руководитель не обязательно должен быть экспертом в каждой из специализаций своих подчиненных. Да это и не возможно из-за слишком большого объема информации и необходимости всегда поддерживать актуальность знаний.

Тогда возникает вопрос — начальник не должен быть специалистом?

Эксперт

Нет, как раз наоборот. Когда руководитель сам обладает экспертностью в нескольких профильных областях, это является огромным плюсом. Например, если руководитель отдела маркетинга сам умеет настраивать контекстную рекламу, ему будет проще объяснить задачу контекстологу, а также понять, если сотрудник пытается его обмануть, сыпля профессиональными терминами и ссылаясь на несуществующие препятствующие факторы.

Но здесь есть одна ловушка — можно уйти в «операционку» и взять на себя часть задач профильных специалистов. Может он и лучше справится с этим, но тогда возникнет расфокусированность и меньше времени останется на управление командой.

Случай из моей практики: когда я возглавил консалтинговую компанию, с собственником бизнеса решили запустить SEO-блог для привлечения органического трафика из поиска. Когда я сказал, что сам в начале карьеры был «сеошником» и могу сам сделать часть работ, чтобы сэкономить деньги на подрядчиках и быстрее реализовать задумку, он попросил меня полностью передать задачу маркетологу, и не вмешиваться в процесс. С одной стороны это может показаться не совсем правильным — полностью делегировать задачу подчиненному. Но конкретно в той ситуации он поступил правильно — было много более приоритетных стратегических задач, которые дали бы компании больше прибыли. И я мог потерять фокус с главного, и уйти во второстепенные операционные процессы. Больше так я не поступал в своей работе.

Мы определились, что руководитель — это грамотный менеджер, стратег, и эксперт. Это всё?

Лидер

Нет, есть ещё один важный момент. Помните, как в школе на одних уроках вы могли заниматься своими делами — рисовать, тихо переговариваться с соседом по парте или просто «считать ворон» за окном. А на других — сидели смирно и слушали учителя. При этом каждый из преподавателей был «экспертом» в своём деле. Правильно, дело в личных качествах. И мы подошли к ключевому моменту — лидерству.

Лидерство

Руководитель должен быть авторитетом для подчиненных, его должны уважать, с его мнением должны считаться. Он должен мотивировать сотрудников, а в некоторых случаях, чего греха таить, его могут побаиваться. И здесь нужен грамотный подход к каждому, умение «чувствовать» людей, понимать их психологию, хотя бы на базовом уровне.

Надеюсь, что после прочтения для вас стало более понятно, кто такой руководитель и какими качествами он должен обладать.